2011, Columbia/Дирекция Кино, 128 мин.

Режиссер: Петр Буслов; В ролях: Оксана Акиньшина, Андрей  Смоляков, Андрей Панин, Дмитрий Астрахан, Владимир Ильин, Иван Ургант, Максим Леонидов, Сергей Безруков.  

Оценка: 3.5  из 5.

Первое, что нужно взять во внимание, идя на «Высоцкого» — это не биопик, не кино-биография, по крайней мере, в классическом виде, а экранизация одного из эпизодов жизни артиста, не всем известного, но, возможно, одного из самых драматических и «провокационных».

Никакой интриги больше нет – всё вертится вокруг клинической смерти Владимира Семеновича на гастролях в Узбекистане летом 1979-го года (через год его не станет). Нам показывают приближенных к нему на тот момент людей: артистов, друзей и директоров, а также сотрудников КГБ, переживающих эти события как бы со своей колокольни и рассуждающих придавать ли их, и прочие детали происходящего, огласке. На этом можно остановиться, пускай вы узнаете о фильме больше, посмотрев его.

Теперь о том, что, возможно, нужно о фильме знать до того, как покупать на него билет.  «Дух» советского времени передан хорошо, генетическая память работает исправно, посему любой зритель старше тридцати пяти, придя в кинозал, будто совершает путешествие на машине времени. Создатели не увлеклись стилизацией и чересчур излишней детализацией, поэтому «фантастического» эффекта нет – картинка воспринимается очень естественно. Конечно, это не хроника, но, кто не помнит тех лет — да, все было именно так. Ну, может быть за парой исключений.

Что же касается самой истории, её рассказа, то, наверное, все так и было. Верится и интриги спецслужб и в отношения к тому моменту уже законченного наркомана Высоцкого с любимой девушкой, и в действия организаторов его концертов.  Конечно, мы никогда не узнаем, как же на самом деле все происходило, поэтому остается довериться сыну Высоцкого, написавшему сценарий.

Заметно, что он (сценарий) подвергался неоднократной правке, и вообще писался под пристальным вниманием заказчиков. Продюсеры, и это понятно, хотели не только снять (хорошее) кино, но и заработать. И на заключительных титрах понимаешь, что при всей игре на имени артиста, «биографическая» составляющая фильма – ничтожна. По сути, это лишь детектив, считай блокбастер, как принято говорить, «вдохновленный реальными событиями».

Да, создатели отнеслись со всем уважением к своему герою, но нельзя не подметить, что они также им «воспользовались» для будущего успеха своей затеи. Поэтому, если бы это был просто фильм, скажем, про барда Васю, то навряд ли он бы вообще дошел до проката, так как подобные драматургические решения обычно подходят для дневных сериалов по ТВ. Потому что в «Высоцком» нет ничего, что могло бы остаться в памяти, не будь главный герой Высоцким.  В фильме не раскрывается каких-то особых тайн, разве что показываются наркотические ломки, остававшиеся всегда «за кадром», практически не звучат любимые песни, а актерские работы, увы, не столь сенсационны.

Много споров и разговоров ходит об исполнителе главной роли. Хорошо, предположим, это все-таки Безруков. Да, движения передал достойно, но «революционные» эффекты, переделавшие его лицо в лицо, простите, покойника, воспринимаются, честно говоря, довольно жутковато – стремление воссоздать образ великого артиста понятен, но лучше бы нашли просто похожего актера и хорошо его загримировали. Компьютерная маска естественной не кажется вовсе. Мимика «хромает», движутся лишь глаза. Попахивает «Сумеречной Зоной». Да, кровь стынет в жилах. Но не от трепета, а от ужаса, так «оживлять» мертвецов все-таки не стоит. Да, хорошо играет Акиньшина. Но она всегда хорошо играет, а здесь, по Станиславскому, просто переносит на экран свои во многом похожие отношения с Сергеем Шнуровым. Тоже натерпелась.

Смоляков и Ильин? Да, но ничего такого, что отличало эти их роли от других. Ургант? Видно, что старается, но он, все-таки не актер, и это тоже видно.

Можно развести дискуссию о продюсерской мощи и власти Константина Львовича Эрнста, много вложившего в этот проект и ожидающего теперь от него еще большего, но за этим лучше пойти на кино-блоги.

Так что, вывод таков: «Высоцкий» не плохое кино, но посредственное, и понятно почему занявшее все сеансы в кинотеатрах. Но будь фильмов о Владимире Семеновиче больше, как книг, ТВ-передач о нем, навряд ли этот вызвал такой ажиотаж.

Текст написан 3 декабря 2011 года.