2012, Paramount, 83 мин.
Режиссер: Ларри Чарльз, В ролях: Саша Барон Коэн, Анна Фарис, Бен Кингсли, Меган Фокс, Джейсон Мантзоукас, Джон Си Райли, Би Джей Новак.

Оценка: 2.5 из 5.

В Голливуде у Саши Барона Коэна начиналось все очень хорошо. «Борат» (2006), его первый опыт в кино, при всем наборе «неудобных» шуток был гомерически смешным и на фоне тогдашнего положения в жанре был очевидным глотком свежего воздуха. В каком то смысле, такого на большом экране (и с такими сборами) не творил доселе никто (по крайней мере, в Америке). Но вот «Бруно», склепанного целиком из вагинально-анальных шуток, уже явно лихорадило от самоповторения и зашкаливающего «шок-фактора». Тех самых неудобных и даже неприятных шуток (или, вернее сказать, ситуаций) в нем было явно больше, чем тех, над которыми можно было смеяться. К тому же, количество появившихся на тот момент действительно достойных комедий с рейтингом «R» уже избаловало зрителя, а потом, вообще стало понятно, что в большинстве случаев, все-таки, в кино люди идут для того, чтобы посмеяться. А пофыркать можно и перед монитором компьютера и перед экраном уже домашнего ТВ. Сборы и критика у «Бруно» были если не катастрофой, то амортизатором для тех, кто на его выходки выделяет деньги.  Коэну и его соавторам предстояла большая работа по убеждению масс в том, что его следующий фильм обязательно стоит посмотреть, и, желательно  в кино, а не на DVD.

И вот пришел «Диктатор». Коэн, с присущей ему самоотдачей играет, правильно, диктатора, для наглядности явно смахивающего на Фиделя Кастро, который из своей (вымышленной) арабской страны отправляется в Америку, чтобы наладить, скажем так, партнерские отношения с Великой Державой. Да, вас ждут шутки о конфликте менталитетов, веры и традиционных моральных ценностей, а также про политиков, владельцев мега-корпораций, инвалидов, терроризм и так далее. Подача почти та же, у исполнителя главной роли только лишь новый образ.

Конечно, тут все не так страшно, как могло бы быть, но при этом, и не так смешно. Политическая сатира – это тот редкий жанр, в котором просто кривляние не проходит. Ты либо шутишь, а не корчишь рожицы, либо, извините, пролетаешь фанерой над Парижем. Не будем ходить вокруг да около, не получилось. Во-первых, «Диктатор» почему-то очень сильно напоминает «Зохана» Адама Сэндлера, как в визуальном, так и в сценарном плане. Во-вторых, шутки в «Диктаторе» а) – не новы, b) – почти все неудачны, c) в таком количестве не имеют никакого эффекта.

По отдельности, возможно, каждый второй гэг сработал бы. Поэтому мы любим анекдоты, записи в чьих-то блогах и на Facebook или похожие ролики на You Tube. Но вот чтобы сделать из всего этого Фильм, очевидно, нужно чуть больше таланта и знания материала. Будучи просто комиком и провокатором хорошего результата не достичь. Возможно поэтому «Диктатор» похож на набор сценок объеденных общей, заданной темой. Морали никакой. Эффекта тоже. Хотя, эффектом можно назвать желания послать Диктатора на ..й после циничных высказываний в адрес жертв террористов.

Хотите по настоящему хорошо провести время, посмотрите «Бананы» Вуди Аллена.

Текст написан 19 мая 2012 года.