2011, Columbia Pictures, 130 мин.
Режиссер: Роланд Эммерих; В ролях: Рис Эванс, Ванесса Редгрейв, Джоэли Ричардсон, Хавьер Самуэль, Дэвид Тевлис, Раф Спол.
Оценка: 3 из 5.
Возможны варианты.
Англия, времена правления Елизаветы, борьба за престол. Граф Эссекс, в недавнем прошлом фаворит и приближенный королевы, лишен доверия короны. Оскорбленный, одержимый жаждой мести он намерен открыть миру тайну – под именем Шекспира, под гипнозом пьес которого пребывает вся нация, творит совершенно другой человек, и не кто иной, а внебрачный сын Елизаветы, граф Оксфордский.
Предупредить нужно сразу, что это не фильм-разоблачение, расследование или даже провокация, а лишь экранизация одной из давно существующих версий Джона Орлоффа, американского драматурга и сценариста, написавшего сценарий и этого фильма. В момент публикации его труды вызвали немало споров и можно предположить, что после выхода «Анонима» волнения повторятся. Но вот все дело в том, что они опять ни к чему не приведут, историки и биографы останутся при своих мнениях, и загадка так и останется загадкой. Наверное, мы никогда и не узнаем, кем же был Шекспир (и был ли он вообще), так же как не узнаем, кто убил Кеннеди и был ли у американцев контакт с инопланетянами. Но, отрицать бесполезно, эта тайна, пожалуй, одна из самых интригующих за всю историю человечества.
Остается разобрать работу Эммериха. Сразу стоит отметить его смелый шаг в сторону исторического кино. Режиссер, зарекомендовавший себя как главный разрушитель мировых ландшафтов, довольно легко расстается со своим «прошлым» и так же легко переходит на поле, где доселе не играл. Да, размах остается и картинка, хоть почти целиком и дорисованная, впечатляет. Но к этому добавляется и работа с актерами, с которой до этого у Эммериха было не всегда все гладко. Наверное, это не уровня «Оскара» партии, но Редгрейв это настоящая Королева, ставшая к концу своего «срока» особо справедливо-безжалостной, а Рис Эванс, он же (как бы) Шекспир, просто заставляет забыть о всех своих прошлых ролях, потому что ЭТО его лучшая роль. Невероятно, но именно этот актер когда-то сыграл чудаковатого соседа Хью Гранта в «Ноттинг-Хилле». И Эванс – главная удача и козырь «Анонима».
Есть у фильма и слабые стороны, которые в балансе с выигрышными и выводят его на оценку «3 из 5». Эммерих все равно остается собой и в какой-то момент слишком увлекается погоней за зрелищностью. Известно, что большая часть «Анонима» была снята на зеленом экране и ладно, но иногда это слишком заметно. В некоторых сценах просто видно, что «настоящими» в кадре являются лишь актеры и лошади.
Картинка все равно хороша, но кажется, что Эммерих её будто все улучшает и улучшает, в ущерб действию и самой истории. Очень быстро глаз привыкает к созданным на компьютере красотам и следит уже в первую очередь за ними, а не сюжетом. В данном жанре визуальная достоверность, конечно, важна, но при переизбытке средств для её достижения, теряется главное – рассказ.
И хотя при этом все сценарные задачи Эммерих все равно выполняет, и «Аноним», как повествование, имеет начало, середину (развитие) и финал, ощущения, что посмотрел исторический фильм, хоть и основанный на недоказанной версии, все равно нет.
В этом и есть промах «Анонима» как всей, собственно, затеи – историки и профессионалы никогда не воспримут его всерьез, а поклонники Эммериха сочтут если не скучным, то сложным и недостаточно развлекательным. Посему, непонятен так называемый «таргет», на который рассчитывал режиссер.
Но за работу все равно спасибо. По крайней мере, после просмотра хочется узнать о Шекспире больше и перечитать «Короля Лира».
Текст написан 20 ноября 2011 года.