Хочется присоединиться к английским критикам и знатокам ТВ, которые словно сговорившись, с присущим им (английским) юмором и чувством достоинства говорят, что финал третьего сезона (и, скорее всего, сериала вообще) «The Fall» заткнул за пояс всеми обсуждаемый по своей жестокости премьерный эпизод очередного сезона «Ходячих Мертвецов». Присоединяюсь. Какие тут зомби, да и прочие «страшилки», которыми сейчас принято «пугать» смотрящего ТВ! Ах да, еще же есть пришельцы, вампиры и «Американская История Ужасов». Хм, серьезно? Если кто с ним еще не знаком, познакомьтесь — Пол Спектор. «Злодей», с которым вы никогда не захотите остаться наедине. Нет ничего страшнее угрозы, исходящей от него. Потому что с ним нельзя договориться.
Конечно, если говорить о «шоке», тут речь не о «мясе» и крови, хотя, и тут напоследок многим досталось, а о состоянии, в которое вгоняют зрителя авторы сериалов. В «The Fall» это Аллан Кьюбитт. Ему удалось перенести на экран ТВ то, чего ждешь от «больших» фильмов, вроде «Молчания Ягнят» (которых уже не снимают). То есть, того чувства парализующего тебя страха, когда тебя погружают в мозг серийного убийцы. Это настоящий триллер, расследование, со всеми необходимыми подробностями и акцентами, о которых так часто забывают в этом жанре. Конечно, и в «The Fall» использован прием, заставляющий смотреть на экран, если «даже» там просто разговаривают двое на протяжении пятнадцати минут. Прием — симпатия, которую мы испытываем к главному герою, жестокому, непредсказуемому маньяку, каждая мысль которого — лабиринт, в котором запутаться может самый опытный и хладнокровный полицейский.
Тогда мы с замиранием сердца следили за каждой репликой Ганнибала Лектора (Энтони Хопкинса), сегодня мы еле отводим от экрана глаза, когда на нас смотрит Пол Спектор. Джейми Дорнан. что бы не говорили, иногда просто гипнотизирует своей игрой. Понятно, что физическая привлекательность актера тут играет немаловажную роль и не зря Спектора/Дорнана окрестили «самым привлекательным серийным убийцей современности». Сначала нам предложили захотеть его, полюбить, если хотите, а в третьем сезоне, когда он оказался в шаге от правосудия, нам показали всю его темную сущность. Если можно показать пустоту, то это Кьюбитт сделал мастерски. Спектор предстал пред нами таким, каким он был на протяжении всего рассказа — больным, хитрым, умным извращенцем, каждый взгляд и движение которого заставляют нас как бы сделать шаг назад. Но если раньше он с нами «заигрывал» и казался просто «немного не таким» красавцем с внешностью и фигурой модели, теперь он само Зло. Конечно, мы знали об этом и раньше и у нас не было никаких иллюзий. Но та осторожная, даже бережная вежливость, с которой персонаж превращается из «красавца-убийцы» с нашими симпатиями в кармане в «единицу», которого если не ненавидишь, то просто желаешь ему скорейшего конца, потрясает.
Поражает и образ, прописанный Кьюбиттом и сам Дорнан. В моменты, когда он заносит кулак над своей жертвой, а за секунду до этого улыбается ей, ты просто застываешь у экрана — страшно. Сценарий — основа успеха любого проекта, здесь должна быть оценена и мы ждем номинаций.
Они (номинации) должны быть и у «второй половинки» сериала, Джиллиан Андерсон. Её Агент Гибсон, в финале прижавший Спектора к стене, но, так и не добившийся своего до конца (тут без спойлеров, молчим) — один из самых ярких и запоминающихся женских образов на ТВ.
Как и в случае с Дорнаном, её «успех» — тщательно выверенный образ, построенный на сексуальности и уме, цепком и ясном. Гибсон, конечно, более уязвима и делает больше ошибок, но именно они приводят её если не к такой уверенной, но все-таки победе к финалу. Конечно, последние кадры дают нам понять, что она не до конца довольна собой. Она, естественно, оказалась права, но она так и не разгадала тайну Спектора и не «поймала» его. Но путь, который она прошла — в её взгляде, движениях, которые мы видим в последние минуты эпизода — она никогда не будет прежней и Спектор навсегда останется главным в её карьере и наверняка окажет влияние на её будущие дела.
Спектор, приведший жизни всех героев к той грани, за которой нет ничего, умер, но «тот кто любит, не умирает» и это изречение останется со всеми, кого он встретил на своем пути и остался жив.
«Tнe Fall» — настоящее ТВ. Тяжелое, не для всех, но если вы решите погрузиться в эту историю. знайте, это «путешествие» станет для вас одним из самых запоминающихся.