Американский, можно сказать, всё ещё начинающий, режиссер Мэтт Росс, в фильмографии которого лишь одна короткометражка («Человеческие Возможности») и фестивальная эротика («28 Спален»), но при этом куча актерских эпизодических ролей в таких голливудских хитах как «Без Лица» и «Авиатор», предлагает нам историю отца, вырастившего своих пятерых детей, скажем так, в глуши, и в определенный момент столкнувшегося с «трудностями переезда». Пришел тот час, когда ему пришлось выехать с ними из леса в город. Больше о синопсисе. Он таков: мать ребятишек (возраст от совсем юных до подростков) не выносит тяжелой болезни и сводит счеты с жизнью. Слава Богу, не у них на глазах, а будучи на лечении. Будучи также и буддисткой, она завещает себя кремировать и развеять свой прах…ну, узнаете как и где. Но выяснив, что её родители планируют «традиционные» похороны, отец семейства принимает решение «сорвать» этот план и выполнить последнее желание любимой. С детьми он садится в свой автобус и, как принято говорить, отправляется, пожалуй, в главное путешествие жизни. И своей жизни и своих детей.

1453752303636081
Конечно, все никогда уже не будет прежним и поэтому первые минуты нам показывают их «идеальную» жизнь, с которой героям так или иначе придется попрощаться. Мы видим, как они охотятся, спят под звездами, отдыхают у костра и едят (конечно-же) здоровую пищу, точно не ту, которую остальные американцы покупают в супермаркетах. Для кого-то это модный ныне отдых на ферме, со всеми «прелестями» жизни за городом, для кого-то – образ жизни. И отношения к жизни.
И вот тут сразу отметим, это не «Нэлл» с Джоди Фостер и ни отец, ни его дети отнюдь не дикари, не умеющие держать ложку в руках или говорить. Наоборот, основным «замыслом» взрослых тут было сделать из своих детей «чуть ли не лучших представителей своего поколения». Каждое утро они тренируются (нагрузка как в армии) и много читают. В школу не ходят, но вот программу опережают с большим запасом. В итоге, самая младшая вам своими словами перескажет Билль о Правах (первые десять поправок в Конституции США), а только входящая в период полового созревания девочка выскажет свое мнение о «Лолите» Набокова. В их семье все как-бы просто и свободно вообще. И если младшая же спросит у отца, откуда берутся дети, он ей все «по-научному» объяснит.

61ed5e49f470e33c0dae791e1bf1dc96
Кроме того, в суждениях и поведении героев можно услышать и «бунтарские» нотки. Естественно, у их бегства из (или от) цивилизации есть причина. Они против системы – им не нравится одержимость Америки «бизнесом» и стремлением покупать, они уверены, что система здравоохранения это «шлюха, раздвигающая ноги перед фармацевтическими компаниями» и так далее. Само собой, по ходу действия мы видим, как их «взгляды» конфликтуют с взглядами «обычных» людей. Тут есть, как и смешные, так и грустные моменты. Да, можно ухмыльнутся, что выросший в городе школьник не знает ничего из того, что знают выросшие в лесу дети, и что в забегаловке папаша им говорит, что кока-кола это ядовитая вода. Но можно и нахмурить брови, задавшись вопросом: а на кой тебе все эти знания, если ты, собственно, в лесу и живешь? И, так или иначе, почему, ты, такой умный, все равно считаешь себя лучше, умнее тех, кто живет по-другому? Да, можно быть начитанным и физически закаленным, но как тебе это пригодится в жизни, если ты не знаешь, как, собственно, жить? Один из ярких примеров – это общение старшего сына с городской девчонкой – сначала он врет ей (хм, где научился?), а потом страдает из-за отсутствия опыта общения с противоположным полом вообще.
Этот и другие похожие конфликты, естественно, развиваются ближе к финалу и предсказуемо все ведется к тому, что эй, найти бы компромисс, папаша? Ты можешь быть сколько угодно недоволен миром, в котором живешь, но жить-то в нем придется все равно. И пускай тут как – бы два финала, первый, логический и второй, который неожиданно всплывает после, казалось бы, жирной точки и ведет все в сторону привычного хэппи-энда, на секунду остановившись на уж чересчур «фантастических» событиях. Главное, что выводы, очевидно, что правильные, к последним кадрам, сделаны.

Sinopsis Film Captain Fantastic (2016)
Это не комедия, несмотря на явно рассчитанные на улыбки зрителей моменты, а, пожалуй, типичный американский роуд-муви, сотканный из элементов арт-хауса и обычного «коммерческого» кино. Снят фильм очень красиво, не отнять, и отдельный «зачет» тем, кто занимался музыкой и звуком вообще.
Затронутая тема и поднятые вопросы здесь, не новы и их экранное решение (то бишь, ответы) также не оригинальны. Никаких откровений нас не ждет, все это мы знаем и видели раньше. При этом, конечно, «Капитан Фантастик» это хорошая «напоминалка» для нас для всех. О каких-то вещах нужно говорить чаще, чтобы не забывать. Простые истины.
Еще, заметен тут и определенный прицел на «камбэк» Вигго Мортенсена, исполнившего в «Капитане» роль отца. Да, таким мы его еще не видели и в фильме есть моменты, когда невольно задаешься вопросом – как же в Голливуде, актеры «соскучились» по хорошим сценариям и ролям. Видно, как Мортенсен живет своим персонажем и даже из немых моментов «выжимает» из себя максимум. Не окажется номинантом на «Оскар» в следующем году, мы будем очень расстроены. И если одна из целей «Капитана» вернуть Вигго в круг актеров, которых мы теперь будем видеть чаще, надеемся, что она будет достигнута.

Фильм был показан в рамках проходящего в Москве ММКФ этого года.
Ранее, «Капитан Фантастик» получил приз на Каннском Кинофестивале за Лучшую Режиссуру в программе «Особый Взгляд».

«Капитан Фантастик» (“Captain Fantastic”). США, Electric City Entertainment, 2016, 118 мин.
18 +.
Режиссер: Мэтт Росс. В ролях: Вигго Мортенсен, Джордж МакКей, Фрэнк Лангелла, Стив Зан, Саманта Ишлер, Кэтрин Ханн.